MENU
Главная » Статьи » Зуев С.В.

Быть или не быть оперативно-розыскному процессу

Почему процессуалисты уголовного жанра могут ответить на этот вопрос? Во-первых, они процессуалисты. Во-вторых, соседствуют и решают смежные задачи (раскрытия и расследования преступлений).

Предложения по включению в Закон Об ОРД норм, определяющих порядок проведения ОРМ, нередко можно встретить в юридической литературе. В этом есть определенный смысл. При положительном решении вопроса можно ожидать, что проверка законности будет осуществляться относительно требований закона, а не согласно рекомендациям подзаконных актов и чьих-то домыслов. Есть и другая сторона медали. Не создаст ли это дополнительные сложности в решении задач ОРД?

Вспомним, что до 1992 года оперативная работа определялась исключительно ведомственными приказами. Именно тогда в конце 80-х годов раскрываемость преступлений достигала 90 процентов (и даже больше). Не станет ли правовая детализация регламентация ОРМ тормозом в обеспечении оперативности (то есть быстроты)?

Если задаться поиском баланса приоритетов в рассматриваемом вопросе, то очевидным становится стремление в достижении некой разумности. Возможно в общих чертах имеет смысл закрепить некие правила, но не увлекаться этим чрезмерно. Тем более, что это касается порядка, то есть всей процедуры.

Проведем аналогию со следственными действиями в УПК РФ. Разве они подробно регламентированы? Находим ли мы в законе строгий порядок производства этих действий. Конечно нет. Мы привыкли так думать, но на самом деле это далеко не так. Если задуматься над тем, как бы выглядел, например, алгоритм проведения обыска в жилище, то следовало бы в законе закрепить следующую последовательность.

1. Следователь (дознаватель) выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о проведении обыска в жилище.

2. Следователь представляет руководителю следственного органа (дознаватель – надзирающему прокурору) указанное постановление и материалы, обосновывающие необходимость в проведении обыска (постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы допроса лиц, чьи показания имеют значение для принятия указанного решения и другие документы).

3. Руководитель следственного органа дает следователю (прокурор – дознавателю) согласие, подтверждающее необходимость в производстве рассматриваемого следственного действия.

4. Указанное постановление представляется судье районного (городского) суда или иного суда соответствующего уровня.

5. Ходатайство о производстве обыска в жилище судья рассматривает в течение 24 часов с момента поступления указанного постановления. При этом вправе присутствовать прокурор, следователь (дознаватель).

6. Судья принимает одно из следующих решений: 1) о производстве обыска в жилище; 2) об отказе в производстве обыска в жилище.

В случае положительного судебного решения реализуется следующее.

7. Следователь (дознаватель) приглашает для участия в данном следственном действии понятых и других необходимых участников (например, специалиста, сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, защитника).

8. Перед началом обыска следователь (дознаватель) предъявляет судебное решение о производстве данного следственного действия.

9. Лицу, в жилище которого производится обыск, предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, а также предметы и вещества, изъятые из свободного гражданского оборота. В случае выполнения этих действий они отражаются в протоколе.

10[1]. Проводятся действия, направленные на отыскание предметов, документов и ценностей, подлежащих изъятию.

11. Обнаруженные предметы, документы, ценности предъявляются понятым и другим присутствующим при обыске лицам, упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

12. Ход и результаты обыска отражаются в протоколе.

13. Участникам следственного действия разъясняет следователь (дознаватель) их право делать подлежащее внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

14. Все внесенные замечания вносятся в протокол.

15. Протокол обыска предъявляется для ознакомления всем лицам, участвующим в следственном действии.

16. Протокол подписывается следователем (дознавателем), а также лицами, участвующими в следственном действии.

17. Копия протокола обыска вручается лицу, в жилище
которого производится обыск, либо совершеннолетнему члену его
семьи[2].

Но, к сожалению или к счастью, в законе мы такого подробного поэтапного прохождения обыска в жилище не наблюдаем. Имеются лишь разрозненные требования. По всей видимости, можно ожидать нечто подобное и в Законе Об ОРД относительно ОРМ. На большее рассчитывать не приходится. Быть может это и есть хорошо!

 


[1] От данного этапа можно отказаться, если указанные предметы, документы и ценности выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия.

[2] Более подробно см.: http://law.susu.ru/security/wp-content/uploads/sites/9/2017/01/Zuev-S.V.-Uchebnoe-posobie.-Algoritmyi-sledstvennyih-deystviy..pdf.



Источник: http://law.susu.ru/security/wp-content/uploads/sites/9/2017/01/Zuev-S.V.-Uchebnoe-posobie.-Algoritmyi-sledstvennyih-deys
Категория: Зуев С.В. | Добавил: zuevsergej (26.09.2018) | Автор: Зуев С.В.
Просмотров: 55 | Теги: ОРД, Уголовный процесс, оперативно-розыскной процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar