MENU
Главная » Статьи » Кудрявцева А.В.

Воспитательная функция уголовоного судопроизводства

В 1974 году выходит его монография "Воспитательная функция советского уголовного судопроизводства". Это научное исследование менее известно, так как работа была издана в г. Караганде и очень небольшим тиражом.

Уже в этой монографии закладываются идеи его будущей докторской диссертации. В ней анализируется сочетание убеждения и принуждения как основных способов воздействия на участников уголовного судопроизводства.

Монография состоит из трех глав. В первой главе с точки зрения классового подхода советского времени критикуются буржуазные формы уголовного процесса, рассматривается идеологическая функция буржуазного судопроизводства.

Далее автор анализирует воспитательную роль и значение советского суда и всего судопроизводства в целом. Лившиц Ю.Д. освещает различные точки зрения по вопросу уголовно-процессуальных функций от полного отрицания концепции уголовно-процессуальных функций (М.А. Чельцов в ранних работах, С.С. Голунский) до различной трактовки системы функций в уголовном процессе (М.С. Строгович, Д.С. Карев, Р.Д. Рахунов, П.С. Элькинд, В.Н. Шпилев и др.).

Рассматривая уголовно-процессуальную деятельность в социальном аспекте, автор указывал на то, что сущностью уголовно-процессуальной деятельности является процесс социального общения и социально-психологическая сторона этого вида деятельности шире, чем правовая. Именно этот процесс социального общения оказывает определенное воспитательное воздействие, поскольку именно в процессе этого общения происходит психологический контакт, обмен информацией, действуют различные формы влияния на психику человека. При этом необходимо помнить, что сам процессуальный закон также обладает воспитательным воздействием.

Ю.Д. Лившиц показывает генетическую связь задач и целей уголовного судопроизводства с его функциями. Посредством осуществления функций достигаются задачи и цели уголовного судопроизводства. В первой главе освещаются специфическое проявление воспитательной функции в уголовном судопроизводстве. Автор выделяет направления воспитательного воздействия: а) относительно обвиняемого (подозреваемого), подсудимого, осужденного в плане решения задач специального предупреждения; б) относительно неустойчивых граждан с точки зрения возможного совершения ими преступлений в плане осуществления задач общего предупреждения; в) относительно остальных граждан, как непосредственно оказавшихся в сфере уголовно-процессуальной деятельности, так и знающих о производстве по конкретному уголовному делу, заинтересованных в его результатах. Воспитательная функция проявляется не только во всех стадиях уголовного процесса, но и в каждом процессуальном действии.

В главе второй "Цели и методы воспитательного воздействия в уголовном судопроизводстве", состоящей из двух параграфов рассматриваются цели и пределы воспитательного воздействия через его объект. В качестве объекта автор видит личность. Изучение личности в уголовном судопроизводстве имеет своей целью не только установить обстоятельства уголовного дела, но и достижения воспитательного эффекта.

Более того, Ю.Д. Лившиц рассматривает правосознание как регулятор общественной жизни и поведения людей, но при этом автор говорит о тесной связи правосознания и сознания нравственного, политического и эстетического. На основе этого он делает вывод о связи правового воздействия не только на правосознание, но и на нравственное сознание личности.

Совершение преступления свидетельствует о наличии социального конфликта между личностью и обществом. В процессе изучения этого конфликта в рамках производства по конкретному уголовному делу возникают явления правового, этического и политического порядка, в их взаимосвязи и взаимопроникновении выявляются отрицательные стороны сознания людей, а также обстоятельства, влияющие или могущие повлиять на их формирование. Именно такой подход позволил Ю.Д. Лившицу прийти к выводу о том, что целью уголовно-процессуального закона и его применителя является в восстановление (по возможности) утраченных нормальных отношений между личностью и обществом, разрушение отрицательных и формирование положительных правовых, этических и других качеств личности.

Автор анализирует соотношение правосознания и политического сознания личности, указывая на их общие черты и различия, и определяет основные направления Уголовной политики того времени.

Ю.Д. Лившиц пишет о том, что на современном этапе нашего развития очевидно нельзя усматривать в праве только голое принуждение, а в каждом институте и даже в конкретной норме - нравственное содержание.

Особо актуально для сегодняшнего дня звучит мысль автора о том, что человек является существом и биологическим и социальным. Для 70-х годов прошлого века мысль почти крамольная. И далее Лившиц Ю.Д. указывает на то, что нравственные черты личности, проявляющиеся в поведении как общественной форме показывают уровень его нравственного сознания. Нравственное воспитание в уголовном судопроизводстве тем эффективнее, чем конкретнее проявляется и изучается нравственный механизм преступного деяния.

В этой же главе рассматриваются методы воспитательн6ого воздействия в уголовном судопроизводстве. Дается определение метода воспитательного воздействия и классификация методов воспитательного воздействия. Особое внимание уделяется такому методу как убеждение и делается вывод о том, что принуждение должно применяться только в том случае, если метод убеждения не привел к желаемому результату. Однако, при этом должны учитываться такие факторы как тяжесть содеянного, его нравственный фон, характерные черты личности убеждаемого.

Великую силу убеждения автор видит в обоснованности важнейших процессуальных решений по делу. Любое процессуальное действие и решение должны быть справедливы, законны и обоснованны.

Впервые важнейшим методом воспитательного воздействия автор называет поощрение. Именно на основе этого исследования была разработана концепция о поощрительных и компромиссных нормах в уголовном праве и процессе, где принуждение всегда считалось единственным и основным методом.

В третьей главе рассматриваются условия, обеспечивающие осуществление воспитательного воздействия уголовного судопроизводства. Одним из условий автор называет расширение гарантий прав личности, причем в гарантиях прав личности автор видит одновременно и гарантии осуществления правосудия, не противопоставляя их друг другу. Правовая культура судей, следователей, прокуроров, культура судебного процесса является основными правовыми условиями воспитательного воздействия уголовного судопроизводства.



Источник: http://www.iuaj.net/lib/konf-MASP/vinnisky.htm
Категория: Кудрявцева А.В. | Добавил: zuevsergej (16.12.2019) | Автор: Кудрявцева А.В.
Просмотров: 67 | Теги: Лившиц, Уголовный процесс, воспитательная функция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar