MENU
Главная » Статьи » Зуев С.В.

Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего с использованием информационных технологий

Зуев С.В. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего с использованием информационных технологий. В сборнике: Университетские правовые диалоги: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора, доктора юридических наук, Заслуженного деятеля Высшей школы Юрия Даниловича Лившица. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Юридический институт. 2019. С. 85-89.

Информационные технологии все глубже проникают во все области жизнедеятельности человека. Уголовное судопроизводство не является исключением. В настоящее время информация представляет собой неотъемлемую содержательную сторону доказательств и всех процессов доказывания, а также становится привлекательным и одновременно остается малоизученным продуктом. Кроме того, представляется, что публичное уголовное преследование может сменить новая парадигма, направленная на приоритетное обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса с использованием информационных технологий в рамках предоставления государственных услуг. Это вполне корреспондирует с положением ч. 1 ст. 6 УПК РФ, согласно которому назначение уголовного судопроизводство связано с защитой прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Данное направление в конечном счете реализуется в обвинительном приговоре, возмещении ущерба потерпевшему, восстановлении социальной справедливости, назначении виновному в совершении преступления соразмерного уголовного наказания.

Отправной точкой обеспечения прав и законных интересов потерпевшего может быть момент обращения гражданина в правоохранительные органы через сайт оказания государственных услуг с заявлением о преступлении. При этом данный акт оформляется в электронном виде и подлежит регистрации, проверке и принятию по ее результатам процессуального решения (приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 07.11.2018) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»).

Государственные органы обязаны обеспечивать не только права, но и законные интересы обратившегося к ним гражданина. При этом переход на электронное уголовное дело – это не просто формальная замена бумажных носителей информации на электронные, а один из элементов преобразования всей системы уголовного судопроизводства, где многое будет зависеть от инициативы, интересов и волеизъявлений заявителя. Это означает, что все процессуальные действия должны проходить в режиме онлайн, дистанционно, в удобное для потерпевшего время и (или) по согласованию с ним.

Реализуя общую идею информационного обеспечения уголовного судопроизводства необходимо перестроить некоторые институты и правовые механизмы. Уже сегодня можно заметить вопиющую несправедливость, когда заявитель по действующему УПК практически не наделен и не обеспечен надлежащими правами, а также не учтены его законные интересы. Представляется, что в случае перехода на цифровой формат уголовного судопроизводства заявитель получит ряд дополнительных возможностей.

1. Потерпевший должен быть своевременно информирован о факте регистрации и результатах проверки его заявления о преступлении. При этом правоохранительные органы обязаны обеспечить заявителя необходимой информацией незамедлительно или по требованию данного лица.

По мнению А.М. Долгова, в ходе дальнейшей проверки сообщения о преступлении возможно производство видеоопроса и получение объяснений от заявителя, а также от иных лиц, участвующих в проверке. Это может иметь место в том случае, когда они находятся на удаленном расстоянии от должностного лица, производящего проверку. О принятом по результатам проверки решении заявителю может стать известно посредством направления ему электронной копии соответствующего процессуального решения [1, с. 57].

В Республике Казахстан, к примеру, предусмотрена возможность участника уголовного процесса в случае удаленного доступа знакомиться с материалами уголовного дела путем получения их электронной копии [2, с. 71].

2. Потерпевший должен иметь возможность подавать ходатайства, обжаловать действия и решения должностных лиц органов предварительного расследования и судов, оформив документ в электронном виде и направив его в соответствующую инстанцию.

Отчасти этот вопрос решается путем реализации положений главы 56 УПК РФ «Прядок использования электронных документов и бланков процессуальных документов». Однако глава содержит всего две статьи, а этого явно недостаточно. Необходимо предусмотреть в законе и реализовать на практике более детальный правовой механизм обжалования и подачи ходатайств. Принятие по ним решений и сообщение о них заинтересованным лицам, осуществляемое в электронном виде, возможно, исключило бы латентное нарушение процессуальных сроков должностными лицами правоохранительных органов [1, с. 57].

3. Потерпевшему необходимо предоставить возможность участвовать в производстве следственных действий дистанционно при нахождении в удобном для него месте. Важно отметить, что расширение возможностей с широким внедрением информационных технологий в уголовный процесс путем совершенствования программы реализации видеоконференцсвязи (проведение с использованием данной технологии таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание), должно сопровождаться не только решением вопросов, связанных с обеспечением достоверности и допустимости полученной таким образом информации, ее безопасности и сохранности, тайны следствия, но и соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина.

5. Потерпевшему следует предоставить возможность знакомиться со всеми результатами предварительного расследования, оформленными в электронном виде, и подвергать их проверке.

Как правило, этот вопрос рассматривается относительно эффективности самого уголовного судопроизводства, деятельности должностных лиц. К примеру, использование руководителем следственной группы общей специализированной системы, создаваемой в порядке ст. 163 УПК РФ, позволило бы сделать более эффективным взаимодействие участников следственной группы, а также способствовало бы более прозрачному управлению и контролю со стороны ее руководителя. Формирование материалов дела не только в бумажном виде, но и в форме электронного уголовного дела, несомненно, упростит реализацию ст. 158.1. УПК РФ (восстановление утраченного уголовного дела). Кроме того, реализация контрольных полномочий прокурора при утверждении обвинительного заключения (или акта) будет значительно упрощена введением электронного уголовного дела [4, с. 164-165].

Однако в нашем случае речь идет не о работе правоохранительных органов, а об операциях с электронными документами потерпевшего. Это касается ознакомления с ними, удостоверение их с помощью электронной подписи и предоставление возможности подвергнуть их проверке с использованием информационных технологий, то есть проведение в онлайн-режиме своего рода экспертизы по инициативе данного лица. Программа должна позволять это сделать самому потерпевшему, чтобы убедиться в подлинности документа. Такая проверка электронного документа должна проводиться независимо от решения следователя (дознавателя), в чьем производстве находится уголовное дело.

Широкое использование видеозаписи при производстве следственных действий позволит потерпевшему и другим участникам в цифровом формате оценивать законность выполняемых операций и при необходимости подавать заявления о допущенных ошибках в электронном виде. Все это приведет к повышению требований, предъявляемых к качеству производства процессуальных действий, а также личной ответственности лиц их осуществляющих. В литературе имеются предложения о том, чтобы на законодательном уровне следует предусмотреть возможность осуществления видеозаписи при проведении следственных действий в автоматическом режиме в служебных помещениях органов предварительного расследования в уведомительном порядке [3, с. 50]. Это может рассматриваться с положительной стороны, но одновременно создаст дополнительные сложности для правоохранительных органов.

6. Потерпевший должен иметь возможность участвовать в рассмотрении уголовного дела в судах с использованием видеоконференцсвязи.

Интерес представляет зарубежный опыт, где уже имеет место практика проведения виртуальных судебных процессов с использованием современных информационных технологий.

Так, например, в Актогайском районном суде Карагандинской области Республики Казахстан при рассмотрении уголовного дела по п. 5 ч. 2 ст. 190 УК РК применялась мобильная видеоконференцсвязь. По делу проходило около 60 свидетелей, многие из которых были из Приозерска. При этом учитывалась отдаленность района, отсутствие возможности явиться в суд и необходимость и допроса. Техническая возможность позволила участникам судебного процесса вне зависимости от их местонахождения и финансовой ситуации слышать и видеть ход судебного заседания, задавать вопросы и получать на них ответы, тем самым реализовывать свои права и обязанности. Рассмотрение дел с использованием видеоконференцсвязи позволило участникам судебного процесса сэкономить время и финансовые средства[1].

В заключение хочется отметить, что акцент в сторону обеспечения прав и законных интересов потерпевших в цифровом формате не должен рассматриваться как отказ от публичного уголовного преследования и умаление важности решения задач правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка в стране. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство не может не учитывать потребности общества и уровень современного развития информационных технологий.

 

Библиографический список

 

1. Долгов, А.М. Электронное уголовное дело в досудебных стадиях уголовного процесса / А.М. Долгов // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 9. С. 57.

2. Задорожная, В.А. Производство по уголовному делу в электронном формате по законодательству Республики Казахстан / В.А. Задорожная // Правопорядок: история, теория, практика. – 2018. – № 4. – С. 70-75.

3. Зозуля В.В. К вопросу о применении видеозаписи при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних / В.В. Зозуля // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. – 2016. – № 1 (3). – С. 47-51.

4. Развитие информационных технологий в уголовном судопроизводстве: монография / под ред. докт. юрид. наук С.В. Зуева. – М., 2018. – 248 с.

 

[1] URL // https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/virtualnii-sudebnii-protsess-proveli-v-karagandinskoi-oblasti

Категория: Зуев С.В. | Добавил: zuevsergej (04.12.2019) | Автор: Зуев С.В.
Просмотров: 62 | Теги: Потерпевший, зуев, Уголовный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar