MENU
Главная » Статьи » Поляков М.П.

Нижегородская школа процессуалистов: от борьбы противоположностей к сотрудничеству уникальностей

Нижегородская школа процессуалистов: от борьбы противоположностей к сотрудничеству уникальностей Нижегородская школа процессуалистов (НШП) интересуется многими объектами юридической реальности и виртуальности. Однако и сама научная школа является интереснейшим объектом для изучения и осмысленного проектирования. Как заметил основатель и идейный вдохновитель НШП профессор В.Т. Томин — наша школа никогда не была школой монопроблемы. И это свершено справедливо. Проблем школа формулирует и решает много, самых разных проблем, проблем приземленно-практических и заоблачно-теоретических. И чем больше растут исследователи, чем выше они забираются в поисках сути проблем, тем ближе они оказываются к квинтэссенции истинных научных интересов школы — к принципам.

Если абстрагироваться от внешнего плюрализма дискутируемой проблематики, то можно увидеть, что всех исследователей школы объединяет нацеленность на уяснение ключевых уголовно-процессуальных идей, на энергетику генерируемых этими идеями идеологий. Наверное, в этом и кроется суть лозунга школы — «Не идите по следам древних, но ищите то, что искали они», — буквально воспроизводящего последнее наставление буддийского мастера своему ученику.

Поиск процедурных идей и раскрытие тайн процессуальных идеологий — вот подлинный источник развития Нижегородской школы процессуалистов. Именно этот поиск и сформировал потребность разработки особого идеологического подхода к проблемам с «двойным дном». Над разразботкой этого подхода сегодня трудится немало исследователей. Более того, косвенное отношение к его продвижению имеют все представители НШП.

Однако в предметном ключе идеологические пристрастия исследователей нередко поляризуются. Даже непосвященный читатель может заметить, что сегодня весьма заметным стало деление представителей школы на сторонников состязательной и следственной идеологии. Само по себе образование в рамках научной школы своеобразных клубов по интересам не является чем-то предосудительным. Но очень хотелось бы, чтобы слово «сторонник» выражало сугубо научный интерес, причем интерес не голый, а опирающийся на разносторонние факты.

Дело в том, что идеологические исследования почти неизбежно сталкивают исследователей в омут эмоциональности. А эмоциональность превращает ученого в лучшем случае в политика, в худшем в фаната. Можно без особых оговорок констатировать, что сегодня сложилась порочная схема исследования идеологических основ уголовного процесса. Схема бесхитростная — гипертрофированное возвышение симпатичной идеи и безапелляционное принижение (а порой и унижение) идеи, избранной в качестве противоположной. Мы не случайно употребили слово «избранной», поскольку сама заявляемая оппозиционность идей явление, на наш взгляд, по большей части научно неустановленное.

Традиция эта совсем не нова. Она легко различима в научных текстах, сопровождающих всякую реформу уголовного судопроизводства. Но сама по себе историческая неотъемлемость тенденции не отменяет факта ее порочности и непродуктивности. И главный порок «восхитительно-унизительного» подхода заключается в том, что он противоречит ключевому научному принципу — принципу объективности.

По этой причине люди, пристрастно изучающие разные процессуальные идеи, должны осмысленно освободиться от режима противоборства и обострения противоположностей и перейти в ре- жим сотрудничества. Исследователей должен объединить живой научный интерес. Нужно предъявлять оппонентам факты, новое научное знание, а не давить риторикой, не голословить о том, что наша идея хорошая, потому что другая плохая.

Идеологический подход предусматривает отыскание исторических развилок, на которых появляются в том числе и подобные исследовательские традиции. Поэтому можно иногда пройтись по следам древних, пройтись в обратную сторону, чтобы разглядеть заросшие бурьяном нехоженые пути, отвергнутые теми же древними в качестве альтернативы.

И именно поэтому внутри научного сообщества, имя которому НШП, нам нужно сотрудничество. Не конкуренция (как двигатель всего того, что движется), не вечный античный агон, а имен- но сотрудничество. И пусть это будет сотрудничество противоположностей. Хотя, положа руку на сердце, можно искренне сказать: «Какие же мы противоположности?! Мы уникальности!!!». Поэтому, несмотря на конкурентное давление научной среды, попробуем принять иную, непростую исследовательскую установку — на восхищение научными и жизненными достижениями соратников. Это нелегко. Но Нижегородская школа процессуалистов не ищет легких путей.



Источник: https://elibrary.ru/download/elibrary_29383826_12968728.pdf
Категория: Поляков М.П. | Добавил: zuevsergej (05.05.2018) | Автор: Поляков М.П.
Просмотров: 78 | Теги: Нижегородская школа, Уголовный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar