MENU
Главная » Статьи » Зуев С.В.

Судить и не судить как две стороны одной медали

Известно изречение: «Все профессии от людей и только три от Бога – судить, учить и лечить». При этом начало «эпохи судей» в Библии обозначен как акт Божьего промысла: «И воздвигал (им) Господь судей» (Суд. 2.16). Вместе с тем, обращает на себя внимание другая не менее популярная фраза: «Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от Матфея. Мф.7:1-2). Примиримы ли эти высказывания?

В первом случае, представляется, судить по смыслу близко к значению правоприменения, принятия юридически занимаемых решений согласно действующему закону. При этом цели преследуются благие: восстановление социальной справедливости, наказание виновных, возмещение или заглаживание причиненного вреда, разрешение спора или конфликта и т.д. Ощущение достигнутой справедливости, а некоторых случаях и установление истины, позволяет людям думать о том, что правда есть на земле и их жизнь, их идеалы и стремления имеют определенную ценность, которая охраняется законом и поддерживается государством. Разочарование в правосудии может очень дорого обойтись людям, может повлечь хаос и даже массовые беспорядки. История знает такие примеры.

Во втором случае, скорее всего, имеет место призыв не осуждать человека сердцем. Принимая хладнокровные правосудные решения, не стоит уподобляться субъективной и возможно не всегда здравой (подверженной чувствами, эмоциями, переживаниями) оценки. Не надо ставить себя на место жертвы или подсудимого, примирять (проецировать) ситуацию на себя, спрашивать как бы «Я» поступил на месте того или иного человека. Не приемлемы симпатии и антипатии. Надо помнить, что в каждой ситуации человек действует согласно сложившимся обстоятельствам с учетом личного опыта, своего объяснения события и смысла, которого он придает всему происходящему.

Возможны ситуации, когда судья сердцем и душой понимает человека, но принимает здравое решение, которое осуждает его. Оправдание может быть и того, кого следовало бы наказать, но в силу закона это сделать не представляется возможным. Примирение как компромисс может устраивать стороны и не совпадать с личным мнением судьи, которого, по сути, и не спрашивают. От принятого решения у судьи не всегда может оставаться чувство удовлетворенности. Полностью выключить сопереживание и свое «Я» вряд ли кому-то удается. Некая раздвоенность в оценке результатов своей работы присуща не только служителям Фемиды, и с этим приходится уживаться. Противоречивость – некий внутренний механизм работы над собой, может быть даже рассматриваться как задел для своего развития, а некоторых случаях может иметь и отрицательные последствия. С этим надо быть осторожным.       

Категория: Зуев С.В. | Добавил: zuevsergej (11.01.2019) | Автор: Зуев С.В.
Просмотров: 16 | Теги: судить, Библия, не судимы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar