MENU
Главная » Статьи » Зуев С.В.

Знания и (или) Истина в уголовно-процессуальном познании

Не утихают споры о том, нужна ли в уголовном процессе Истина, какая она должна быть, есть ли ей альтернатива.

Истина также не однозначна. Если опираться на материалистическое понимание мира, то Истину можно представить как знания соответствующие реальной действительности, как опыт. Мир познаваем и чем больше мы получаем знаний, тем ближе приближаемся к заветной цели.

С идеалистических позиций Истина рассматривается как некое откровение, открытие. Знания здесь имеют второстепенное значение или вовсе не нужны. Истина может опираться на веру. Истина как познанная необходимость. Это чувство безупречной очевидности. Это то, что не нуждается в доказывании и логика опровержений порой бессильна – как волны бьются о скалы.

Вспомним неудержимое стремление поэта выразить словами сокровенные чувства, посмотрим на ученого в момент открытия чего-то тайного и интуитивно ожидаемого.

Судье для вынесения решения по делу нужны доказательства. Именно они дают знания, уверенность в правильном выборе. Уверенность может усиливаться убедительностью представленных доказательств. Последнее довлеет и постепенно вытесняет из сознания сомнения и предрассудки. Именно сознание отвечает за выбор принятого решения.

Истина творца вне сознания, но ощущаема и осознаваема человеком. Поэтому знания находятся как бы по другую сторону и могут даже мешать. Не зря говорят, чтобы рисовать свои картины не нужно смотреть чужие. Пишешь стихи – не читай чьих-то уже написанных. Знания будут мешать поиску новых идей, свежих мыслей. Вдохновение не свободно, если что-то надо или как сделать лучше..

Поэтому знания могут создавать ощущение правдивости и приближать к Истине в материалистическом ее понимании, но никогда не настигнут ее саму. В отсутствии знаний Истина в идеалистическом смысле может сама открываться человеку и тогда знаний будут не нужны.

Выносить приговор, основываясь на вере, никто не даст. Следователь, даже если интуитивно считает обвиняемого виновным, без доказательств и полученных знаний, вынужден будет прекратить уголовное преследование. Истина без знаний ему не нужна.

Бездоказательное убеждение в чем-либо никому не интересно, если за этим нет какой-то другой (непроцессуальной) подоплеки (политической, идеологической, коррупционной и т.д.). Но Истина в любом варианте имеет право на существование. И с ней знания или без нее – не имеет значения для самой Истины. Последняя как бы автономна, независима от человека и открывается ему в случаях независящих от его сознания и каким-то образом себя обнаруживает.

Категория: Зуев С.В. | Добавил: zuevsergej (24.08.2018) | Автор: Зуев С.В.
Просмотров: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar